В Западной Европе ворон, как и его близкая родственница ворона, считается птицей утрат, войн и смерти. Корни этой символики кроются в европейской мифологии: отчасти воинственной кельтской, отчасти скандинавской, где верховном бог Один всегда и всюду был сопровождаем двумя воронами.
В греческой культуре ворона связывают с солнечным Аполлоном и мудрой воительницей Афиной. В образе птицы чётко прослеживается параллель с небывалой рассудительностью, высшей квинтэссенцией разума. Кроме того, как верный спутник Аполлона ворон древними греками наделялся ещё и даром предсказания.
В Китае трёхпалый ворон был эмблемой династии Шу. Китайцы верили, что божество в образе птицы обитает на солнце, и отвечает за основные солнечные небесные фазы. Японская религия синтоизм наделяет ворона любовной символикой. Кроме того, японцы воспринимают ворона ещё и как посланца богов.
Африканцы смотрят на ворона, как на предсказателя. Южные народы искренне полагают, что эта птица может предупредить человека об опасности и даже помочь ему в поисках пути на безопасную равнину жизни.
Еврейская традиция воспринимает ворона не столь однозначно. В этой птице евреи видят как символ нечистоты (видимо, из-за того, что ворон питается падалью), так и символ мудрой проницательности. Североамериканские индейцы, подобно евреям, также не могут твёрдо определиться в своём отношении к этой птице: с одной стороны они видят в вороне чуть ли не верховного бога всех животных, с другой – считают его самым коварным обманщиком и хитрецом.
Отношение славян к ворону и просто выходит за грань фантастики. Чего мы только не наблюдаем в этой птице! Чёрный цвет, символизирующий у нас тьму, в древнерусском представлении связывает ворона с царством мёртвых. Как птица долгоживущая, ворон воспринимается русскими людьми, и как символ небывалой мудрости, что, в свою очередь, выводит нас на предсказательный талант «вещего ворона». Русская народная традиция соотносит чёрную птицу с хранителем кладов и чудесных источников с мёртвой и живой водой. В русских народных сказках ворон часто рисуется неотъемлемым спутником нечистой силы. Более мягкая воронья символика проявляется в женском образе ворона и связывается с семантическим названием этой птицы: ворона – та, которая ворует.