Первое устройство было придумано и разработано в 1949 году советским изобретателем Владимиром Покорским, работавшим в то время помощником телеоператора. Изначально это было громоздкое сооружение в виде двух барабанов и рулона бумаги, на которой и был написан дикторский текст. Телесуфлер дополнялся линзой, увеличивающей текст настолько, чтобы его было удобно читать, а скорость движения барабанов подстраивалась в зависимости от сложности текста. Работы по совершенствованию устройства продолжались и через несколько лет телесуфлер стал выглядеть примерно так же как и сейчас.
Современная телевизионная шпаргалка — это экран, на который выводится текст для ведущего телепрограммы или новостного выпуска. Принцип работы телесуфлера достаточно прост. Между диктором и объективом телекамеры под углом 45 градусов расположено полупрозрачное зеркало с дихроическим покрытием. Такое покрытие с одной стороны пропускает часть светового пучка, что позволяет вести съемку ведущего, а с другой стороны оно отражает текст, который появляется на мониторе, расположенном под зеркалом. Мониторы, как правило, черно-белого изображения, текст для удобства прочтения выводится на экран белыми заглавными буквами, а скорость прокрутки текста регулирует сам ведущий при помощи специальной педали или кнопки. При таком принципе работы телесуфлера диктор читает текст глядя прямо в объектив телекамеры и создается впечатление живого общения со зрителями.
В студийной работе многое зависит не только от способности ведущего без сбоев прочитать текст, но, и от технического обеспечения, от того насколько правильно установлен телесуфлер. Даже при малейшем отклонении от оптической оси телеобъектива ведущий будет смотреть выше или ниже камеры и это конечно же не останется незамеченным. Тонкости есть и в работе студийного оператора — крупный план ведущего при использовании телесуфлера не дается, чтобы не были заметны бегающие глаза во время чтения текста.
Как и у каждого изобретения, у телесуфлера тоже есть и плюсы и минусы. Несомненный плюс это возможность ведения прямого эфира практически без сбоев в произнесении текса и как следствие – повышение качества программ и уменьшение времени на их подготовку.
Ну а минусы – это то, что ведущие, репортеры и корреспонденты практически разучились говорить и работать без телесуфлера. А точнее – этому их просто не обучают, как не обучают и искусству импровизации, поэтому малейший технический сбой ведет к прекращению программы. Как не вспомнить в этих случаях признанных мастеров старой советской школы дикторского искусства! Игорь Кириллов почти четыре часа мог читать без единого сбоя речи правительственных лидеров и при этом не пользоваться телесуфлером. Их, кстати и не было на советском телевидении. Среди современных ведущих можно выделить Михаила Осокина – он один из немногих дикторов, не пользующихся услугами электронных подсказчиков.