Речь, разумеется, не о выборе между манерами, стилями или сюжетами. Речь идет о технологическом качестве относительно недорогой живописи, которой многие из нас так любят украшать интерьер собственного дома или квартиры. Ведь никому не хочется, чтобы ваша любимая картина с уютным и тихим пейзажем осыпалась через полгода, потеряла цвет или покоробилась.
Итак, если есть возможность, то лучше покупать картину не на уличных вернисажах у посредников, а непосредственно у художника. Так вы получаете максимальные гарантии, что с картиной обращались бережно. Продавцы-посредники часто относятся к живописи как к «дровам», и вы не можете знать, где и сколько эти картины хранились, как транспортировались к месту продажи, как с ними обращались. А ведь любые, даже не слишком сильные, удары и сотрясения губительны для живописи. Но дефекты как правило проявляются лишь спустя некоторое время.
Второй момент — влажность и температура. Картины, купленные на улице, как правило перенесли не одну непогоду, сильные морозы или зной. Полиэтиленовая упаковка на самом деле является слабой защитой, и пригодна лишь для кратковременной транспортировки.
Третий момент. Обязательно внимательно рассмотрите обратную сторону картины, она скажет очень многое об отношении автора, его аккуратности и т.п. Часто достаточно мельком глянуть на обратную сторону даже очень казалось бы красивой живописи, чтобы увидеть небрежность: грубо забитые гвозди, обмахрившиеся края холста, проступившее масло и т.д.. Обратите внимание на подрамник. Если в нём много сучков, что высока вероятность, что уже через месяц-другой он искривится.
Посмотрите картину на просвет. Если вы увидите множество мелких сквозных дырочек, это говорит о плохом качестве грунта. В дальнейшем это приведет к потере цвета и прочим дефектам.
Если вы видите, что подворот холста на подрамник грунтованный, а не чистый холст, это означает, что художник не сам грунтовал холст, а покупал готовый загрунтованный. Такие холсты, во-первых, уже не могу считаться хорошими по ряду причин. А во-вторых, часто по незнанию или нежеланию заботиться о качестве работ, авторы покупают, например, под масляную живопись холст с грунтом, предназначенным для акриловых красок. Масляная краска на таком грунте держится очень слабо и недолго.
Последнее, внимательно рассмотрите поверхность живописи. Если картине всего несколько лет, а вы видите сеточку мелких трещин (хотя бы даже частично и совсем не глубоких) или участки сморщившейся краски, то это говорит о грубейших нарушениях художником технологии живописи (недопустимые смеси красок, неправильно разбавленные краски, некачественные или несоответствующие разбавители, неправильное нанесение красочных слоёв). Последствия (дефекты) таких нарушений технологии могут быть самыми разнообразными как в качественном выражении, так и по степени.