И так.
Термин мотивация означает в точности не просто «почему ты…», а «что тебя побудило на …». Причём, имеется ввиду не определённые события, а эмоциональное состояние. То есть, скажем если вдруг ребёнок решит вам помочь помыть посуду. Мотивацией будет его эмоциональное желание, тот самый импульс, который чувствуют все дети, произнося слово «Я САМ». Кстати, и взрослые его частенько ощущают. А вот, «я хочу сделать сам потому… например, потому что хочу понравиться маме» Это уже причина, которая дала тот самый эмоциональный импульс.
Вот здесь кроется очень важный момент. Мотивация — это по-сути эмоции, заставляющие нас что-то делать и они очень важны. Если их поддержать, то в дальнейшем ребёнок сам будет хочет что-то сделать. Его не надо будет просить или заставлять.
Давайте рассмотрим всё на примере.
«Мама Я САМ хочу помыть посуду.»
Что чаще всего ответит мама? Конечно же ему разрешит. Но. Для сохранения мотивации, а более понятно, того самого эмоционального толчка, нам надо создать позитивную атмосферу. Как известно, эмоции могут поддерживаться или угнетаться только соответствующими эмоциями.
Как могут развиваться события?
Первый вариант — мама похвалит ребёнка, каким бы результат не оказался. В результате у ребёнка формируется положительная эмоция от совершённого им поступка и в последующие разы у него будет сильная мотивация сделать то же самое.
Второй вариант — маме некогда, она не в духе, у неё ПМС или какие ещё там причины и она начинает ругать, отчитывать или проводить не самые приятные нотации по поводу плохо вымытой посуды, разбитой тарелки и луж на кухне. Результат такого поведения мамы будет отрицательные эмоции на повторение этого подвига и таким образом мотивация подавляется. После этого, ребёнок уже САМ не захочет этого делать. Он сможет выполнить просьбу мамы, но это будет не его личное желание. И это будет внешняя мотивация — просьба мамы, но не внутренняя — эмоциональный импульс. Причём, мотивацией будет только то, когда мама не просто приказала (здесь нет мотиваций, здесь исключительно причина), а рассказала, как ей будет приятно, если ОН САМ помоет посуду. Тем самым, вызывая эмоциональный импульс это сделать. Другими словами, искусственно вызывая мотивацию.
Разумеется, что внутренняя мотивация гораздо эффективней, поэтому в идеале надо развивать именно её.